Любое сплоченное общество – будь то племенная община, только-только вступившая на долговременный путь развития, или же прогрессивная цивилизация – имеет большое количество традиций – от обязательных, следование которым имеет сакральное значение, до утративших свой первоначальный смысл или же и вовсе такового не имевших. Свадебные церемонии, похороны, обряд посвящения у орков и оборотней – этим и многим другим разнообразным обычаям посвящена эта тема.
Традиции
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться211-03-2014 18:38:10
ВЕРОВАНИЯ
Мир Каитан – мультирелигиозный мир. Своеобразие каждой из проживающих в его пределах рас определяется не в последнюю очередь уникальными исторически сложившимися религиозными воззрениями, оказывающими заметное влияние на жизнь её представителей.
Ведьмы – убеждённые атеистки. Однако к вероисповеданиям иных рас относятся довольно лояльно, считая их сопутствующим низким уровням развития общества недостатком.
Гоблины лишены какой бы то ни было чётко оформленной религии, однако в каждой общине имеется свой идол, которому члены общины поклоняются. Как правило, в качестве таких идолов выступают обломки механизмов, нагромождения камней, а в одной из общин – даже обветшалый памятник былому вождю коммунистического движения ведьм Мурлинапе Амбдосской (что самим ведьмам чрезвычайно льстит).
Оборотни поклоняются Тотемным Зверям и отцу их – Великому Зверю. Несмотря на то, что рода науми, беорнов и шимпов давно прервались, почтение их тотемам оказывается ничуть не меньшее, нежели Тотемному Волку – покровителю народа варгов.
Гномы почитают четырёх братьев-прародителей, еженедельно возлагая к ногам установленных в горном Акроуттене каменных статуй десятую часть добытых драгоценностей.
Эльфы – атеисты, они верят в технический прогресс и торжество научной мысли. Впрочем, по слухам, где-то в Каитане остаются ещё старообрядческие общины, как и прежде, поклоняющиеся деревьям, однако существенного влияния на мировоззрение расы они не оказывают.
Орки поклоняются Великому Быку, поступь которого, согласно их фольклору, когда-то выбила из земной тверди искры, ставшие после первыми орками. Глиняная статуя Быка – неизменный атрибут шаманских святилищ, кроме того, у орков широко распространено обыкновение украшать шатры рогами броненосов или же их стилизацией из веток и глины. Проповедником воли Великого Быка считается шаман, наместником на земле – вождь.
В настоящее время в обществе людей господствуют атеистические взгляды – однако наряду с этим набирают популярность движения, участники которых ратуют за возрождение религиозных убеждений, свойственных им в далёком прошлом.
Особенности современных религиозных направлений
Как уже было сказано, религиозные взгляды каждой из рас тем или иным образом отражаются на жизни её представителей – подобного рода отражениями в зависимости от степени развитости верований могут являться праздники и обряды, особые таинства и даже речевые обороты. Рассмотрим данный вопрос применительно к каждой из проживающих в Каитане рас.
Консервативные оборотни, пожалуй, являются самой религиозной расой из всех. У них имеется немало праздников, так или иначе связанных именно с поклонением Тотемным Зверям и Великому Зверю. Взять хотя бы наиболее важный и ответственный – обряд инициации, когда юный оборотень раз и навсегда выбирает своего тотемного зверя.
От оборотней часто можно услышать обращения к своим богам – обычно именно к Великому Зверю. Так, например, в их речи встречаются следующие обороты:
«О Великий Зверь, будь милосерден» – когда оборотню требуется совершить какое-либо важное и, быть может, даже опасное действие.
«На всё воля Великого Зверя» – обычно оборотни именно так поясняют свои поступки и поступки своих сородичей, а также какие-то необычные явления.
«Великий Зверь, как ты мне надоел!» – имеется в виду, надоел не сам Великий Зверь, а собеседник оборотня.
«Великий Зверь!» – в минуты удивления, злости, страха и пр.
Гномы также довольно часто вспоминают своих богов. У них тоже есть несколько праздников в честь Великих братьев, а в речи порой проскальзывают обращения к ним. Обычно гном обращается к прародителю своего рода. Так, например, от гнома-шахтёра можно услышать:
«Великий Шахтёр, ниспошли благословение» – произносится перед входом в шахты или же в иных случаях, когда гному нужно совершить что-то важное.
От гнома-ювелира:
«Великий Ювелир, даруй мне мудрость!» – опять же перед свершением ответственного поступка или же когда гном понимает, что сделал глупость. Существует такая вариация:
«Пусть Великий Ювелир дарует тебе мудрость» – если гном говорит это другому гному – считается хорошим пожеланием, если представителю иной расы – обращение приобретает иронический оттенок, потому как гном отлично знает, что собеседник мудрости Великого Ювелира не достигнет никогда.
Орки, верующие в Великого Быка и в честь праздников приносящие ему богатые дары, в своей речи упоминают его очень редко, а в присутствии представителей иных рас – практически никогда. Обычно у Великого Быка просят мудрости и силы, реже – благословения на совершение какого-либо поступка.
Однако несмотря на то, что для каждой расы в Каитане характерны свои, отличные от иных религиозные воззрения, существуют также поверья, общие для эльфа и гнома, орка и оборотня. Эти поверья связаны с небом – определяющей жизнь Каитана стихией, вокруг которой сложился свой пласт легенд и традиций, практически идентичных у всех разумных рас. Так, довольно часто и от эльфа, и от человека можно услышать разнообразные фразы, так или иначе обращенные к Великим или Всемилостивым Небесам – и порой даже чаще, нежели упоминания исторических богов.
Вопреки расхожему мнению, помянуть Великое Небо в минуту удивления или возмущения может отнюдь не только пилот торгового или военного флота. Восприятие неба как ещё одной сверхъестественной сущности, наряду с имеющимся пантеоном, свойственно всем без исключения жителям Каитана. Этот образ частью сложился под влиянием легенд всё тех же воздухоплавателей, частью явился перерождением извечного человеческого страха перед необъятным небесным простором. Довольно часто на улице и в магазине, в Поднебесии и на Окраине можно услышать:
«Всемилостивое Небо!» – чаще всего в минуты удивления или же страха.
«Ради Великого Неба!» – используется при просьбах и убеждениях в том случае, если собеседник отказывается слушать иные аргументы.
«Небесная круговерть» – выражение, применяемое чаще всего для обозначения длительной и непростой работы, отнимающей всё свободное время. Впрочем, несмотря на расхожее мнение, к околорелигиозному восприятию небесной стихии это выражение отношения не имеет – корни его уходят в нашумевший роман «Сердце домохозяйки», признанный общемировым культурным достоянием и разобранный на цитаты.
Куда как реже подобного рода восклицания можно услышать, находясь на Острове Оборотней или же на гномьей горнодобывающей платформе – в значительной степени жизнь и гномов и оборотней по-прежнему привязана к земле, а оттого и столь явного, как люди или орки, священного трепета перед небесами они не испытывают.
Религия прошлого
Однако наряду с приведёнными выше примерами от жителей мира Каитан – в особенности от людей – можно порой услышать и куда более традиционные высказывания, в которых фигурируют малопонятные «черти» и «ангелы». Подобного рода выражения сохранились со времён глубокой древности, когда в Каитане была достаточно широко распространена религия, претендующая на статус общемировой. Согласно догматам этой религии, название которой, увы, утеряно в веках, помимо вещественного – земного – царства существовали царства небесное и подземное, служащие обителью праведников и грешников соответственно.
В царстве небесном проживали ангелы – крылатые создания, под чьим присмотром находились души умерших. В царстве подземном – низкорослые рогатые черти – пагубные духи, олицетворяющие собой греховные соблазны.
Данное учение, как уже было сказано выше, охватывало почти весь наземный Каитан. Нередки были случаи, когда в его пользу от исторической веры отказывались даже эльфийские кланы и орочьи племена. Однако с развитием технического прогресса стали возможны полёты на существенную высоту – и они показали, что на небе нет ни небесного царства, ни ангелов. Верить же в эфемерные сущности оказалось сложнее, и вскоре по Каитане прокатилась волна повторного отречения – на этот раз от новообретённого учения в пользу исторических богов. Верными древней религии остались лишь люди – однако и они в скором времени в большинстве своём переметнулись в атеизм. В настоящее время в Каитане существуют малочисленные группы последователей данного учения.
Царства небесные
Оборотни, как и большинство разумных рас, за исключением атеистически настроенных людей и ведьм, верят в существования собственных небесного и подземного царств, куда удаляются умершие сородичи. В представлении оборотней оба царства слиты в единый монолит – Цветущую Долину, в которую невозможно попасть живым. Те, кто жил праведно и отдавал все силы свои на благодетели для ближних, после смерти встречает один из посланников Тотемного Зверя, принадлежащий к тому же виду, что и покойный. Вместе с посланником душа оборотня отправляется на Ясные Луга, где всегда в изобилии дичи и текут хрустальные ручьи. Те же, чья земная жизнь прошла в отрицании родовых законов, после смерти отправляются в Тёмный Овраг, где пропитаются лишь червями и улитками, а пьют лишь воду, стекающую с древесных корней. В Овраге душа оборотня проводит ровно сто лет, после чего, очистившись, присоединяется к тем, кто охотится на Ясных Лугах. Души умерших также могут возвращаться на Остров – специально для этого каждое пережившее утрату семейство выстругивает из дерева фигурку тотемного зверя покойного, служащего своеобразным маячком для его души.
Гномам также свойственна вера в жизнь после смерти. Согласно их религиозным воззрениям, души умерших отправляются в тайные полости внутри горной цепи, где их привечают подземные духи – каллары, выглядящие как невысокие хрупкие человечки, собранные из обломков породы. Каллары провожают умерших к основанию гор, где в огромной подземной пещере и по сей день горит животворный огонь, разведённый на заре веков Великими Мастерами. Там, в этой огромной зале, души ждёт благородная работа – они поддерживают огонь в плавильной печи, от которой, как считают гномы, питается весь мир. Пламя кормится благими поступками – те, кто за время своего земного существования накопил их достаточно, входит в артель одного из Мастеров – в зависимости от того, к какой профессии принадлежал ранее. Тот же, кто жил неправедно, отправляется в тёмные пещеры, где вечно скалывает со стен щётку шлаковых кристаллов, каждую ночь нарастающую заново. В отличие от оборотней, к гномам души умерших не возвращаются – считается, что они становятся неотъемлемой частью подземного царства Великих Мастеров.
Довольно-таки своеобразным видением небесного и земного царств обладают орки, религиозное мировоззрение которых сложилось в результате длительных войн и по сей день, несмотря на то, что кровавые межплеменные усобицы давным-давно стали достоянием истории, не претерпело значительных изменений. Согласно догматам орочьей религии, за славными и успешными сынами Великого Быка после смерти является крылатый белоснежный броненос, на спине которого они возносятся в Царство Сытных Пиров, где до скончания века проводят время в истинно орочьих увеселениях – сражениях и обильных пиршествах. Многим хуже Великий Бык обходится с теми, кто в жизни был труслив и много лгал. К ним после смерти является крылатая орчанка, которая уносит несчастного в Царство Вечного Брака, где он занимается постыдными женскими делами – мытьём посуды и починкой шатров.
Поделиться311-03-2014 18:41:29
РЕЙТИНГ ГРИБЗИ
В настоящее время существует множество способов оценить качество кухни, атмосферу и уровень обслуживания заведений общественного питания. Это и благодарности, выносимые министерствами культуры и здравоохранения, и общественные рейтинги и наконец, записи в книгах отзывов, пусть и не публикующиеся открыто, но тем не менее греющие сердца владельцев ресторана и персонала. Однако самым главным, желанным и престижным является официальный рейтинг, именуемый в честь одного из знаменитейших шеф-поваров Каитана «Звёзды Грибзи» (ранее этот рейтинг назывался просто звёздным). Этот человек – а звали его Эрутар Грибзи – владелец сети дорогих ресторанов, провёл несколько соревнований между знаменитыми поварами того времени. Результатом их и стало учреждение звёздного рейтинга.
В настоящее время всего четыре ресторана могут похвастаться одной звездой Грибзи, и лишь два – «Дикий расстегай» и «Альбатрос в сухарях» – награждены двумя звездами. Трёх звёзд не удостоился пока ни один ресторан.
Звёзды Грибзи присуждаются ресторану довольно своеобразным путём. Существует специальная комиссия, в которую входят никому неизвестные эксперты. Без предупреждений они посещают выбранный ресторан, где не раскрывают свою личность, а появляются под видом простого посетителя. Дегустируя кухню, оценивая обслуживание, обстановку, атмосферу и прочее, они решают, достоин ли ресторан получить звезду Грибзи. Есть и другой способ приобретения вожделенной звезды – крайне редко – раз в двадцать-тридцать лет – комиссией проводится соревнование между ресторанами, победитель которого получается звезду. Однако на соревновании можно заслужить лишь первую или вторую звёздочку – если у ресторана уже имеется две звезды, выиграть третью он не может.
Необходимо отметить, что надежду на визит эксперта и право на участие в соревновании имеют только рестораны с авторской кухней (то есть с шеф-поваром*). Также звезду Грибзи гораздо проще потерять, чем заработать. Да-да, звёзды запросто отнимаются теми же экспертами, которые могут в любой момент повторно наведаться в ресторан с уже присуждённой ему звездой, если он перестал соответствовать столько высокой награде.
Значение звёзд Грибзи
– это очень серьёзная награда, присуждаемая одним из лучших ресторанов.
– блюда этого ресторана – настоящие произведения искусства.
– это рестораны с величайшими, чаще всего потомственными шеф-поварами, кухня которых уникальна и неповторима.
*Чем шеф-повар отличается от просто повара? Если опустить сейчас перечисление всех функций, выполняемых людьми этих профессий, то можно сказать, что шеф-повар – это человек высочайшего профессионализма в своей области. Его кухня – уникальна, элитарна, а большинство блюд – авторские, отличающиеся от всех существующих. Если шеф-повар настолько плодовит, что придумал не несколько блюд, а целое меню ресторана, кухню этого ресторана можно назвать авторской. Повар – это, грубо говоря, тот, кто готовит то, что ему скажут готовить. Он может быть мастером в своей сфере, но назвать его шеф-поваром нельзя. Шеф-поваров в Каитане мало, и их работа и талант ценятся на вес золота – позволить себе шеф-повара может далеко не каждый ресторан.